Я вернулся в Phasmophobia, пока все играли в Arc Raiders или BF6, и этот хоррор-хит ещё никогда не был так хорош

Я вернулся в Phasmophobia, пока все играли в Arc Raiders или BF6, и этот хоррор-хит ещё никогда не был так хорош

Редакция iwillplay
Редактор iwillplay
Блог компании
6 мин 05.11.2025

Пишу про видеоигры по работе, а времени всё равно катастрофически не хватает — особенно когда речь о «живых» сервисах. Любимые тайтлы то и дело отправляются в долгий ящик, и хотя на закате 2020-го я с упоением зависал в Phasmophobia, следующие пять лет пролетели — и я ни разу не вернулся в этот ледяной хоррор об охоте на призраков.

Хорроры — моя слабость. От линейных одиночных наподобие Silent Hill и Crow Country до асимметричных мультиплееров вроде Dead by Daylight и The Texas Chain Saw Massacre — можете не сомневаться, я всё это хотя бы запускал, пусть и не всегда надолго. Так что, когда в 2020-м Phasmophobia захватила Twitch, пройти мимо я просто не мог.

Вид снаружи одной из карт Phasmophobia: солнце садится над фермерским домом Графтона.

Phasmophobia — это чистый холодок по спине: вы — паранормальный исследователь, колесите по цепочке «проклятых» локаций. Ваша миссия — выманить дух, определить его тип, а потом выбраться живым, чтобы было что рассказать.

Никаких стволов и протонных бластеров — только охотничий набор: детектор ЭМП, радиоприёмник, благовония и ваш верный блокнот. С их помощью вы провоцируете проявления, высматриваете улики и складываете пазл. Пока вы копаетесь, рассудок тает, а призрак в любой момент может перейти к охоте и отправить вас в морг. Умрёте — потеряете снаряжение. Так что ворваться, быстро вычислить цель и так же быстро смыться, когда арсенал ограничен и место контакта лишь примерно, — задача, от которой реально холодеет в животе.

Призрак в стиле Садако ползёт по полу к игроку, а тот направляет на него камеру в Phasmophobia.

И при всём при этом Phasmophobia умудряется пугать даже после десятков часов. Обычно повторение притупляет страх: манекен, выскакивающий в десятый раз в Silent Hill, уже не берёт; босса в Resident Evil предугадываешь заранее. В «Фасмо» же можно в двенадцатый раз зайти в тот же дом с тем же набором — и всё равно внутри всё сожмётся. Почти без предупреждений: дух может объявиться без прелюдий, а ваш забег продлится как пять минут, так и все пятьдесят.

Именно это ощущение уязвимости, полное отсутствие зоны комфорта делает «Фасмо» особенной и на удивление «долгоживущей». Каждый матч — новый сценарий. Привыкли? Подкрутите сложность. Но стоит лампочкам моргнуть — и вы уже пулей летите в ближайший шкаф.

Есть и ложка дёгтя — помимо банальной нехватки часов. Я забросил Phasmophobia на старте по простой причине: мне было не с кем играть. Да, многое здесь банально веселее в компании, а некоторые карты в соло почти неиграбельны. Но и одиночнику есть чем заняться — я убедился в этом, когда вернулся ради ежегодного ивента «Багровый глаз».

Через видеокамеру видно призрачный силуэт, засветившийся от лазерного проектора, в Phasmophobia.

Зайдя впервые за пять лет, я увидел почти новую игру. Карты выходят стабильно, и ещё одна уже на подходе. Сейчас в пуле 24 типа призраков — ровно вдвое больше стартовых 12. Плюс внушительная горка новых предметов; всё это открывается по мере прокачки вплоть до 80-го уровня, выстраивая длинную и приятную кривую прогрессии. Если в 2020-м казалось, что контента маловато, сегодня будете приятно удивлены. И, учитывая ранний доступ, впереди ещё вагон всего.

Честно, я падок на прогрессию и «закрываю всё». Стыдновато, но дайте боевой пропуск или цепочку квестов с бессмысленными косметиками — и я всё выбью, даже если игра уже не радует. Но здесь прокачка — особенно разблокировка предметов — почти идеальна. В начале у вас лишь базовый набор охотника на призраков. А чтобы закрывать некоторые испытания, снимать видео с духом или просто облегчить себе жизнь, надо качаться. Хочется успокоительное? Дотянитесь до 14-го уровня. Прокачать направленный микрофон? Это 32-й. Нужен топовый термометр? Тогда 65-й.

Задняя часть фургона Phasmophobia, забитая предметами для охоты на призраков.

И это не фальшивое чувство достижения. «Фасмо» реально награждает за усилия, ставит понятные цели и при этом заметно меняет впечатления по мере роста вашего уровня. Инструментов становится больше — формально расследования упрощаются, но носить с собой можно не всё, да и снаряжение покупается за деньги, которые вы зарабатываете в удачных вылазках.

Плюс каждое задание подкидывает дополнительные цели — «сделать три уникальных фото на камеру» или «поймать голос на диктофон». Как уже говорил, для уровня и новых предметов нужен опыт (XP). А покупать их предстоит за деньги. Эти опциональные задачи дают и то и другое, так что к ним всегда есть смысл возвращаться.

Недавно я попал в вроде бы безопасный и простой матч — уже вычислил, что передо мной Райдзю. Есть улика «Лазерный проектор». Детектор ЭМП дал 5-й уровень. Я поймал призрачные огоньки. Я знал, без тени сомнения: это Райдзю. Причём по имени — Джон, тот самый Райдзю. Но у меня всё ещё не было трёх уникальных видеороликов и трёх уникальных фотографий. Зная, что это принесёт солидную прибавку к XP и бабкам, я остался перед выбором: возвращаться в здание к потенциально опасному Джону — или свалить к чёрту. Смерть бы срезала почти всё, включая половину честно набитых XP и денег, а вот дополнительные видео и снимки — это почти гарантированный уровень.

Полновесный образ мужского призрака преследует игрока, держащего проклятую музыкальную шкатулку, в Phasmophobia.

Я рискнул. Джон вёл себя тихо, и я смело вошёл в дом напоследок, позвал его по имени — и через пару секунд лежал трупом. Этот риск ради награды невероятно цепляет и добавляет удивительно много глубины и вовлечения. Приходится решать буквально на грани жизни и смерти, под жёстким давлением — и никогда не знаешь, чем обернётся. Известно одно: ваша судьба в ваших руках.

Минусы у «Фасмо» есть. В соло по-прежнему весело, но вас чаще всего ограничат более мелкие и простые карты. Таймеры (и рассудок) не позволят, скажем, прочесать всю тюрьму до того, как придётся возвращаться в безопасную зону. Можно даже так и не найти «комнату призрака», прежде чем лампочка в голове погаснет. Плюс игра заметно раскрывается с микрофоном. Сначала странно разговаривать с ПК, но очень быстро ловишь драйв: спрашиваешь у духа, сколько ему лет, где он скрывается, и орёшь его имя, чтобы привлечь внимание.

Демоническая метка покрывает стену комнаты в ивенте «Багровый глаз» в Phasmophobia.

Кроме редких событий, здесь нет «сезонного контента, который легко упустить» — и для меня это огромный плюс. Никто не гонит по таймеру, не заставляет возвращаться каждые три месяца за новыми сезонными вещами и не наказывает за то, что у вас есть жизнь вне игры. Играйте в Phasmophobia в своём темпе, а постоянные испытания и режимы при желании подарят альтернативный стиль прохождения.

Да, возможно, я вернулся в «Фасмо» прежде всего ради уже завершившегося хэллоуинского ивента «Багровый глаз» — он выглядел шикарно: с неба лил красный дождь, а демонические символы вспыхивали на всех картах. Но и сама «основа» сегодня лучше, чем когда-либо, даже если вы пропустили событие. Никаких сезонных пропусков и минимум страха упустить, а 11 ноября выходит новая карта «Закусочная Нелл» — крайне советую нырнуть в этот кошмар.

Источники: https://www.pcgamesn.com/phasmophobia/worth-playing-2025