Обзор Battlefield 6
Свежий Battlefield рассказывает историю, знакомую шутерам до боли: лощёная военная сказка, от полной пустоты которой спасает только крепкий, пусть и без сюрпризов, мультиплеер.
- Разработчик: Battlefield Studios
- Издатель: EA
- Дата выхода: 10 октября 2025
- Платформа: Windows
- Где купить: Steam, Epic Games Store, Microsoft Store
- Цена: 5250 рублей
- Тестировали на: Intel Core-i7 12700F, 16 ГБ ОЗУ, Nvidia RTX 3060, Windows 11
Слава баттлфулам! Они растекаются от точки респауна как по уставу — и тут же укладываются слоями под очередями и осколками. Чат вспыхивает ссорами. Кто держит фланги? Ты держал фланги? Я не должен держать фланги — я инженер: мои две страсти — взрывать танки и чинить танки. Конфликт интересов, из-за которого меня с завидной регулярностью переезжают гусеницами. Ты разведчик — не пора ли уже заняться разведкой? Взаимные претензии сменяются отчаянной импровизацией: наступление внезапно сжимается в оборону. Люди меняют классы, падают, снова меняют. Поддержка ставит гряды баррикад, которые почему-то никак не помогают против снайперов. Командиры отделений в ярости пингуют цель — как младенцы, лупящие по бортикам коляски. Одно отделение пытается проползти вдоль линии припаркованных машин — и мгновенно превращается в лепёшку «истребителями» с молотками.
И вдруг — щёлкает. Союзник переигрывает противника, державшего угол. Ликует, влетает на базу врага и юркает под стол, как шкодливый котёнок. На «шкодливого котёнка» кто-то появляется с респауна, вприпрыжку несётся по коридору и сносит ещё троих из дробовика. С точки зрения экрана возрождения эти двое — голубые крупинки надежды на мрачном красном прямоугольнике точки. Рой отвечает. Тела бегут — или телепортируются — в пролом. Противник нехотя сдаёт позиции.
Это Battlefield 6 — крупномасштабный шутер про общевойсковые бои, где видимость — король, а смерть прилетает со всех углов, высот и дистанций. Гулкая какофония ради тех мгновений, когда боги броуновского движения улыбаются, и ты внезапно становишься частью чего-то большего — с внятным фокусом и направлением. Возвращение к дымчатой лазури с мандариновыми всполохами и к классам из Battlefield 3–4 после неудачной попытки геро-шутера в Battlefield 2042. Уютно обставленное, очень громкое и вполне предсказуемое мультиплеерное продолжение, отягощённое, пожалуй, худшей одиночной кампанией в жанре, что мне доводилось пережить, — агрессивно пресным «военным порно», не дотягивающим даже до низкой планки прошлых Battlefield. До кампании ещё вернёмся. А пока — берём Браво.
Карты Battlefield 6 — это анклавы тщательно законсервированного реализма, где огонь истории не тухнет никогда. Каждая — эмблема вечной войны со встроенной фонограммой артобстрелов и щедрым, но выборочным бюджетом на здания, которые можно обрушить или слегка «потрепать» ради тактического преимущества.
Операция «Огненный шторм» — вернувшаяся из Battlefield 3 — огромное, блестящее нефтяное поле. Представьте рабочих в комбинезонах и касках, среди труб, сверяющих датчики и тикающих по клипбордам. Представьте согбенных стариков, идущих мимо домиков с красными крышами на склонах Таджикистана, где на стенах дворов до сих пор висят ковры, а рядом — остатки ореховых рощ. В Старом городе Гибралтара вы юрите за декоративными фонтанами и выцветшими ставнями, выцеливая головы среди подвешенных цветочных корзин. Но вся эта экскурсия вторична перед буквами, отмечающими точки на карте. Прекрасные буквы — то пепельно-серые, то упрямо красные, — которые надо захватывать и перекрашивать в синий.
В флагманском режиме «Захват» каждая точка — это карта в карте, истощающая «флаги возрождения» противника, когда у вас под контролем их достаточно. Со временем у точек появляются характеры. Вот Альфа — бастион, что почти не падает: богатая, имперская, величаво глядит сверху на бруклинскую набережную. Есть Браво — космополитичное сердце войны, переходящее из рук в руки в уверенном, почти сезонном ритме — просторный базар беспощадных, но будто бы взвешенных убийств. Вот Чарли — потерянная: заболоченная язва из упёртых разведчиков и противопехотных мин. «Мы туда больше не ходим», — мрачно объясняют бывалые командирам-новобранцам, ввалившимся по ходу раунда. И, конечно, Дельта — та ещё крыса. Вечный флюгер, дрожащий между лояльностями с наполовину заполненным кругом захвата — никогда до конца не покорённая, но и не ускользающая. «Определись уже с цветом, Дельта!» — рычат обе стороны, вбегая в пули друг друга.
Иногда буквы раскиданы как попало — это «Захват» или «Доминирование», самые свободные режимы, где даже совсем неопытный игрок может быть полезен (и заработать опыт), просто уйдя от очевидных взрывов и закрыв точку, о которой все забыли. Иногда точки выстраиваются коридором, рождая изматывающие бои на ощутимой линии фронта — это «Штурм» или «Прорыв». «Эскалация» — новичок в линейке блокбастеров: по сути «Захват», но при захвате достаточного числа точек часть из них исчезает. Попытка скрестить Battlefield со сжимающимися кругами Fortnite, чтобы матчи воронкой сходились к яростной эндгейм-мясорубке. По-моему, работает недурно, хотя и обычное «Захват» даёт схожую смену темпа — только менее жёстко заданную.
А ещё есть «дежурные» FPS-режимы — «бой насмерть», «командный бой насмерть», «царь горы». Battlefield 6 тянет их достойно, но всё-таки это территория Call of Duty. Некоторые классы, вроде неторопливых разведчиков с маркировкой техники, в этих тесных, закрученных «восьмёрках» теряются, как ни настраивай снаряжение. В целом занятно смотреть, как Battlefield пытается зацепить аудиторию «сейчас 17:30, пойду-ка накидаю стрик», одновременно сохраняя лицо игры про тех, кто ставит командную работу выше личного эго. Это касается и движения — живого, но без акробатики: с учётом веса снаряги манёвра ровно столько, чтобы по-киануривзовски вывернуться из засады, судорожно приседая и скользя.
Та же экзистенциальная дилемма «быть и не быть Call of Duty» чувствуется в классах и снаряжении. Операторы из Battlefield 2042 ушли в прошлое — вернулись четыре широких архетипа старых Battlefield. Главное, что нужно знать о классах: все они — сволочи. Инженер — та самая сволочь за турелью танка, что катится к вам по дороге. Вы влупили по броне из гранатомёта, а инженер, как паук, выполз, приложил чудо-горелку — и всё, снова цел, пока мехвод прошивает вам ухо бронебойным.
Разведчик — та сволочь где-то сверху, которая не даёт ни стоять, ни бежать по прямой. Вы карабкаетесь на крышу уравнять шансы — разведчик видит вас в щёлочку шириной в палец и шлёпает вниз в щебёнку. Пытаетесь поиграть в мозги: двойной финт за укрытием, чтобы сбить снайпера с толку. Но, похоже, гад — телепат: или вас тихонько пасут дроном, или работает выдвижная камера. Поддержка — та сволочь за переносной баррикадой, что только что воскресила четверых своими электрическими «лопатками» и сейчас поливает вашу позицию огнём из установленного пулемёта. Штурмовик — та сволочь, что влетела в окно по хитро поставленной приставной лестнице. Вы попали по ней трижды, но всё в ноги; она раздражённо делает пируэт — и отправляет вас в наблюдатели.
Если вы ветеран-маньяк Battlefield, возможно, усмехнётесь над моей очевидной нехваткой скилла. Плохие новости, генерал Паттон: по сообщениям, EA хотят, чтобы в это играли 100 миллионов человек — значит, придётся пускать казуалов. Придётся освободить место в своей элитной тактической табакерке для людей с двумя левыми руками, которые, услышав звон выдёрнутой чеки, рикошетят гранатой о стену и галопом выскакивают под прицел вертолёта.
Позвольте уйти в режим гайда и выдать пару советов новичкам. Главный лайфхак — как можно раньше откройте приклады, которые гасят отдачу. И перестаньте пытаться перестрелять всех: играйте на точки и пользуйтесь гаджетами. Инженер? Растаскивайте мины на каждом перекрёстке. Поддержка? Привыкайте играть арьергардом и раздавать «молнии». Даже если вы не поддержка, ставьте реанимации в приоритет — в Battlefield 6 можно утащить нокаутированного союзника в укрытие, а уже там вколоть адреналиновый шприц. В игре, где жизнь — валюта, это порой важнее, чем лично доснять точку.
В зависимости от режима, за все «неубийственные» действия тоже дают опыт — и копятся игрушки, чтобы в нужный момент дать бой прыгучим стримерам за их подписчиков. Судить по шести часам докрелизных сессий от EA сложно, но прогресс и кастомизация Battlefield 6, похоже, находят вменяемый компромисс между всеобщим тюнингом Call of Duty и строгим «овощи перед десертом, знай свою роль» старых Battlefield. Есть закрытые плейлисты, где классы привязаны к определённым пушкам, и открытые, где можно навесить на класс оружие, с которым он статистически слабее. У каждого класса есть и ветки навыков — можно сместить акцент: сделать поддержку агрессивнее или усложнить обнаружение разведчика.
Единственная отрада кампании — да, пора и о ней — в том, что она знакомит с «пушками и шалостями», нужными в онлайне. Каждый бой с волнами «по скрипту» начинается и заканчивается ящиками с оружием — они сияют в пыли изрешечённых домов, как коробки яиц, только что снесённых каким-то «чокобо» от Lockheed Martin. Полагаю, процентов 30 моих смертей случились в приступе паралича выбора: «Эх, этот пистолет-пулемёт с лазером похороше для туннелей, но и та винтовочка с сошками недурна…» Хотя, по правде, я просто слишком долго залипал на оружии — потому что мне не было интересно продвигать сюжет и не было интересно убивать солдат, которые пытались убить меня.
Говорить, что у блокбастер-шутера про войну слабая сюжетная кампания, — как говорить, что вода мокрая. Сейчас вы ещё скажете, что там есть кнопка прыжка! Или что у EA с какими-нибудь новыми саудовскими владельцами сложные отношения с прессой! Допустим, но, по-моему, у Battlefield 6 кампания уникально плоха — и не только потому, что это очередное любовное письмо американской армии с парой консервированных «глубоких мыслей». Она плоха потому, что сама задумка скучна, персонажи без лица, темпа нет от слова «совсем», а текст — невыносим.
Слава баттлфулам! Они стройно вываливаются с базы где-то в недалёкой Джорджии — прямо под шквальный огонь — и чудом не умирают мгновенно. На этот раз противники — Pax Armata, ЧВК под крылом бесформенной коалиции бывших стран НАТО, где все в балаклавах, кроме одного громогласного шотландского лиходея, мотивация которого так и не выходит за рамки обиды, что его бросили в какой-то прежней войне. Мы знаем, что Pax Armata — злодеи, потому что 60-секундное вступление из «нарезки» новостей так говорит. И это весь бэкграунд, дружок: теперь будь добр, отстреляй сотню «паксменов» во время сценарного побега на джипе.
Это пренебрежение к драматургии не отпускает Battlefield 6 до самых титров. После первой стычки с Pax Armata нас тут же везут в дом агента ЦРУ, которого держат в заложниках «некоторые из главных военных людей». Вооружённые ребята задают вопросы о заданиях, на которые их отправлял «шпион» — удобная перекладина для флэшбеков, мотая вас между операциями. Кто-то говорит: «Вы не понимаете, перехват того груза Cadbury’s Astros стал абсолютным приоритетом». А кто-то орёт: «ТЫ НЕ ЭТО ГОВОРИЛ В САУТЕНД-ОН-СИ!» — и мы, значит, обратно в Саутенд-он-Си дронобомбить миллион продавцов мороженого с террористическими симпатиями.
Для ясности: миссии в Саутенд-он-Си в Battlefield 6 нет — я избегаю спойлеров. Но хуже от неё точно не стало бы. Смена декораций ничего не значит, потому что основа и структура — наивные и хрупкие. Хоть в магазине IKEA проводи всю кампанию — было бы ровно настолько же «экзотично», а, может, даже занятнее. Я лучше выберу «эффект Грюэна», чем местную распоротую и заново сшитую книжицу из двузвучного стелса, бесчисленных «последних рубежей» и танковых миссий, как игра в салочки на автодроме. Уж точно лучше, чем снова спасать президента.
Сюжет мог бы проститься со многим, если бы не самодовольная подача. Грохочущий саундтрек весь из серии «глядите, какие мы бэдэссы», и рука так и тянется отвесить кому-нибудь, кому угодно, встряску. Диалоги — наполовину «КРЫШЕСНОС!» и наполовину ухмылка. «Не знаю, что впечатляет больше — вид или огневая мощь», — сообщает кто-то на утёсе, и, увы, нельзя пнуть его в море, побранить тарабарщиной труп и добросить следом взрывающуюся бочку. «Да чтоб тебя, Мёрф, ты нас героями выставишь?» — орёт другой, и я 30 секунд стреляю ему в лицо, надеясь, что игра всё-таки засчитает «тимкилл».
Формально история касается травм войны, но никто из героев не настолько «сломанный», как пытается казаться. Есть персонаж по имени Hemlock — местный аналог Гоуста из Modern Warfare. Сослуживцы считают его «чокнутым», потому что он говорит вещи вроде «это получше учебки». В какой-то момент напарник теряет контроль и поливает очередью мёртвого снайпера. Неловкая попытка показать, что ваши терминатороподобные бойцы всё же люди — а затем вам выдают какую-то «робопетарду» и отправляют играть в «ударь крота» по танкам на дороге.
Battlefield 6 изредка задаётся вопросом о собственной тяге к насилию, но, как и в многих Call of Duty, эти вспышки «извинений» никак не влияют на привычное лопанье черепов, как пузырчатой плёнки, и ощущаются как оскорбительные дисклеймеры. В одной из миссий на Гибралтаре вы идёте через подземный музей Второй мировой — ах, какое «странлюбивое» совпадение: пробиваться сквозь мемориал последней войны на острове. «Похоже, у этих людей это никогда не заканчивается», — грустит кто-то позже, пока вы трясёте местные деревушки бомбами с квадрокоптеров и зарядами C4.
Злющий шотландский злодей ближе к финалу добросовестно подкидывает моменты «кто здесь настоящий злодей» — критика местного ура-патриотизма, сравнимая с обстрелом танка из пистолета. «Разве ты не хочешь умереть за что-то настоящее?» — спрашивает он, не вдаваясь в подробности. Ещё больший провал — образ Pax Armata в целом: их прямо в игре описывают как универсальный мешок из всех наёмных фанатиков и радикалов, которые ненавидят США и натовский миропорядок. Удобная рамка, чтобы не разбираться с конкретными недовольными и их мотивами.
Сценарные клише тут можно сверять по часам. «Буря прошла», — говорит кто-то, и я сдерживаюсь, чтобы не выключить ПК до реплики «Нет, это затишье. Хуже ещё впереди». К счастью, это оказался финал кампании. Я люблю клиффхэнгеры, но этот — до смешного резкий. Говорят, с одиночкой у Battlefield 6 были проблемы, и не исключено, что мы играем в обугленный обрубок чего-то большего. Если цифры сойдутся у теперь уже «частной» EA, у Battlefield 6 явно будет сюжетное продолжение — или хотя бы DLC с историей.
Кампания Battlefield 6 обретает смысл, когда вы удаляете её, снова запускаете онлайн — и понимаете, что вся эта ансамблевая история-флэшбек — по сути утомительная перепалка о том, какую мультиплеерную карту грузить следующей. Мультиплеер здесь всегда был сердцем, а одиночка — только поводом завести в двери некоторых игроков. Но двери двусторонние. Battlefield 2042 огребал от части комьюнити за отсутствие одиночки, однако Battlefield 6 показывает: иногда одиночная история — худшее, что можно сделать игре, которая мечтает быть огромной партией в пейнтбол.
Онлайновые «песочницы» игры обладают странной живостью — на стыке реализма и цветового кодирования целей. Меня вечно завораживает, как мыслит рой в онлайне Battlefield, как маленький камешек, скатившийся в проломе укреплений, превращается в лавину. Но стоит добавить сюжет — и ты рождаёшь ожидания смысла, последствий и даже самоанализа, которым создатели военных шутеров редко соответствуют.