Обзор Europa Universalis V (PC)

Обзор Europa Universalis V (PC)

Редакция iwillplay
Редактор iwillplay
Блог компании
9 мин 02.11.2025

В 1993‑м французский геймдизайнер и продюсер Филипп Тибо выпустил Europa Universalis — настольную геостратегию, где пять–шесть игроков прокладывают курс для крупнейших европейских держав с конца XV века и до 1792 года.

С её безумным хронометражом, почти 1500 фишками и пухлыми руководствами Europa Universalis быстро прославилась как монструозно сложная и прожорливая до времени настолка — ходили легенды о партиях на 60 часов и больше.

Тем не менее настолка выстрелила, и Тибо решил развивать Europa Universalis. В следующие годы он объединился со шведской Paradox Development Studio (PDS), чтобы выпустить ПК‑адаптацию Europa Universalis. Вероятно, Тибо видел в PDS идеального партнёра благодаря их серии Svea Rike — видеоиграм по мотивам одноимённой отмеченной наградами настолки, освещающим политические и культурные события Северной Европы с 1523 по 1818 годы.

Обзор Europa Universalis V (PC)

ПК‑версия Europa Universalis вышла усилиями Тибо и PDS в конце 2000 года в Германии и Швеции, а годом позже добралась до Северной Америки, Великобритании и Австралии. Почти всё, что делало настолку уникальной, перекочевало на экран, за двумя ключевыми исключениями: вместо пошагового режима — реальное время (с паузой!), а цель стала открытой — без формальных условий победы, хотя счёт при этом ведётся.

Реалтайм и «открытость» в основе Europa Universalis задали тон не только всем её продолжениям, но и другим гранд‑стратегиям PDS: Crusader Kings, Victoria и Hearts of Iron.

Перематываем к 2025‑му: после четырёх номерных частей и одного ответвления Europa Universalis V наконец здесь. Но роль ей досталась неблагодарная — выходить следом за Europa Universalis IV образца 2013 года, лучшей частью серии и, без преувеличения, одной из лучших стратегий вообще — во многом благодаря годам поддержки и трансформирующим DLC вплоть до прошлого года.

«Как и настольная игра и её видеонаследники, Europa Universalis V — это гранд‑стратегия, приглашающая игроков “овладеть искусством войны, торговли, дипломатии и управления”…»

К счастью, Europa Universalis V делает Paradox Tinto — подразделение Paradox из Ситжеса (Каталония), которое с 2020 года развивало Europa Universalis IV и которым руководит один из авторов самой первой Europa Universalis и директор Europa Universalis IV Йохан Андерссон. Под его началом Europa Universalis V одновременно бережно сохраняет проверенную формулу и смело поворачивает в новое. Задача амбициозная — не зря слоган игры «будь амбициозен!». В итоге получился тайтл, который уверенно справляется со своей миссией, даже если старые болячки серии — слабый онбординг для новичков и вернувшихся игроков и неизбежные сравнения с более «нафаршированными» частями — всё ещё дают о себе знать.

Как и прежде, Europa Universalis V — это гранд‑стратегия, предлагающая «овладеть искусством войны, торговли, дипломатии и государственного управления» и взять под контроль одну из бесчисленных стран, чтобы провести её через эпоху массовой колонизации и завоеваний европейских держав (собственно, оттуда и название).

Обзор Europa Universalis V (PC)

Однако, в отличие от традиций серии, стартовая дата в Europa Universalis V — 1 апреля 1337 года, самая ранняя в истории франшизы. И это не случайность: «Столетняя война» (которая на деле длилась 116 лет) между Францией и Англией вот‑вот расколет часть Старого Света, «Чёрная смерть» примерно через десяток лет накроет Евразию и Северную Африку, а процветающая династия Юань в Китае рухнет примерно через три десятилетия.

Завершается Europa Universalis V 31 декабря 1836 года — за несколько месяцев до того, как королева Виктория взошла на престол Соединённого Королевства; её коронация считается началом викторианской эпохи — времени, когда Великобритания, а затем и Европа сменили аграрный уклад на урбанистическое, индустриальное общество.

Ранний старт Europa Universalis V слегка пересекается с поздними «событиями» Crusader Kings III, где можно выстроить альтернативную историю, начиная с 867, 1066 или 1178 года и до 1453‑го, но, если что, играя и в Europa Universalis V, и в Crusader Kings III, вы увидите один и тот же период под разными углами. Плюс Europa Universalis V идеально состыкована с Victoria III, которая стартует и финиширует в 1836 и 1936 годах соответственно, а та, в свою очередь, плавно выводит к Hearts of Iron IV, начинающейся в 1936 или 1939‑м и завершающейся вскоре после Второй мировой.

Ещё один важный отличительный штрих Europa Universalis V — невероятная проработка карты мира. По версии Paradox Tinto, это «самая детальная и точная карта за всю историю гранд‑стратегий». Цифры подтверждают: число отдельных локаций взлетело с 2 500 в базовом релизе Europa Universalis IV до внушительных 28 570 в Europa Universalis V.

Обзор Europa Universalis V (PC)

Кратно выросло и число играбельных стран — до впечатляющих 1 523 против 970 в актуальной версии Europa Universalis IV. Складывается ощущение, что от скромной Республики Махаджанга (ныне часть Мадагаскара) до огромной Великой Юани — монголо‑китайской имперской династии — в погоне за «открытостью» и исторической точностью не оставили ни одного белого пятна.

Есть и другие особенности, которые вместе делают Europa Universalis V свежим опытом: новая военная система, необходимость держать в балансе «сословия», серьёзно обновлённая картинка, феноменально богатый и разнообразный саундтрек и многое другое. Отдельного упоминания достойны две вещи: драматические, меняющие мир «ситуации» — вроде «Турецкая угроза», — которые скриптово отражают реальные события, и уникальные для стран кризисы (например, династический), возникающие как последствия ваших решений.

Например, играя за мою любимую Шотландию, пока Англия, как и положено по «Столетней войне», была занята Францией и её союзниками и, что важно, не мной, мне удалось присоединить к Королевству Шотландия соседние острова (Оркни, Мэн, Шетланды и др.). Но длинная война в итоге обернулась не в пользу шотландцев: отчасти из‑за моей пассивности Англия планомерно откусывала территории у Франции и в итоге стала седьмой по силе державой мира.

А потом это случилось: примерно в одиннадцатой «фазе» «Столетней войны», заключив с Францией, кажется, очередной мир, Англия впервые повернула взгляд на север — и, быстрее, чем мне хочется признавать, Королевство Шотландия было полностью аннексировано, а я с позором получил стремительный game over. В самом следующем прохождении, всё ещё за Шотландию, как только началась «Столетняя война», я немедленно заключил союз с Францией — и, надо отдать должное этим «ситуациям», это радикально поменяло ход партии.

Обзор Europa Universalis V (PC)

За примерно 40 часов, что я провёл в Europa Universalis V (а это, к слову, явно недостаточно для новичка вроде меня, чтобы до конца просечь каждую механику, и уж точно «смешные» цифры на фоне хардкорных фанатов), меня постоянно впечатляло практически бесконечное число вариантов развития в любой момент. Порадовало и ещё одно нововведение — автоматизация задач: можно, например, доверить ИИ экономику страны и сосредоточиться на том, что нравится больше всего, — превращать соседей в вассалов силой дипломатии, а не меча.

Но, как ни крути, автоматизация лишь слегка сглаживает главную проблему, с которой у меня — да и у всей серии Europa Universalis — давние счёты: запредельно высокий порог входа. Для примера: как заядлый фанат Civilization, я (ошибочно) думал, что после недавней Civilization VII это будет как переплыть с озера в океан — логика та же, просто масштабы больше.

На деле вышло куда ближе к попытке учиться плавать в бассейне с акулами — и страшно, и дезориентирует. Усугубляет всё то, что внутриигровые обучалки оставляют желать лучшего. Если не считать пользовательских гайдов в интернете, лучший способ освоиться — выбрать одну из «рекомендованных» стран и десятки часов спотыкаться, вставать и снова спотыкаться.

Как решение для новичков, вроде меня, я бы с удовольствием принял ещё больше автоматизации — даже ценой того, что игра местами «играет сама»: отдельный «beginner mode» в дополнение к нынешнему Ironman. В любом случае, как ещё в 2013 году говорил в интервью Polygon гендиректор и президент Paradox Interactive Фредрик Вестер, важно сохранить глубину и сложность гранд‑стратегии, но упростить взаимодействие с ней. Жаль, что Europa Universalis V пока не нашла более удачный баланс.

Обзор Europa Universalis V (PC)

Есть и другой давний упрёк к играм Paradox: ощущение, будто они выходят «сырыми» и/или неполными, а потом «чинятся» платными DLC, которые иногда позже возвращаются в базу. Что до Europa Universalis V, на старте, по моим 40 часам, контента здесь достаточно — хотя объективно измерить «достаточно» в стратегиях сложно.

Не берусь судить и в сравнении с другими релизами Paradox на старте — это единственная их игра, в которую я играю так рано в жизненном цикле, — но на фоне других запусков, что я застал, вроде HUMANKIND, всё выглядит отлично. И всё же, как бы ни было заметно, что Paradox Tinto за 10 лет вложила в Europa Universalis V массу любви и труда (что особенно видно по детализации карты, как уже говорил), очевидно и другое: Europa Universalis IV со всеми DLC предлагает более функционально насыщенный опыт.

И да, даже с учётом того, что игры очень разные, я всё равно не порекомендую новичкам Europa Universalis V вместо Europa Universalis IV с DLC. Скорее, Europa Universalis V — рекомендация для тех, кто прежде всего уже прошёл (и получил удовольствие) значительную часть того, что предлагает Europa Universalis IV.

«Europa Universalis V — рекомендация для тех, кто уже прошёл (и полюбил) внушительную часть контента Europa Universalis IV

По производительности Europa Universalis V на моём «достаточно хорошем» ПК (RTX 3060, Ryzen 7 5700X3D, 32 ГБ ОЗУ) работала довольно стабильно — лишь редкие вылеты. На Steam Deck в неё тоже вполне можно играть, но до идеала далеко: запуск и загрузка сохранений ощутимо тянут время, а при отдалении карты или в войнах кадры летят со скалы. Хотелось бы и общей оптимизации под портатив, но не думаю, что для Paradox Tinto это сейчас приоритет.

Во всех смыслах Europa Universalis V превзошла мои ожидания: она и веселее, чем я думал, и заметно более перегружающая и сложная, чем ожидал. Любители Europa Universalis и/или ветераны Paradox с удовольствием поплавают среди акул, а всем остальным лучше сперва «замочить ноги» в Europa Universalis IV.

С учётом послужного списка Paradox я уверен, что Europa Universalis V со временем станет потрясающей игрой для всех. Но пока это отличное времяпрепровождение лишь для самых «в теме». Что до меня — вернусь, когда вода станет теплее, возможно, после пары крупных обновлений.

Источники: https://www.cgmagonline.com/review/game/europa-universalis-v-pc-review/