Почему Total War: Warhammer 2 — одна из лучших игр всех времён
Total War: Warhammer II — феномен, без преувеличений. Фраза дерзкая, но с каждым новым DLC, подливающим топлива в шедевр от Creative Assembly, произносить её всё проще.
И дело не в том, что «голая» версия сама по себе не тянет. В ней сохранена суть Total War: блестящее сплетение жарких сражений в реальном времени с глубокой и увлекательной мета‑стратегией и логистикой. Добавьте сюда щедрую порцию фэнтези и лора одной из самых любимых настольных вселенных — и перед вами чистая победа.
Посмотрите, как Total War: Warhammer незаметно превратилась в серию с упором на сюжет.
Но на этапе анонса первого Total War: Warhammer всё выглядело не так радужно. Фанаты обеих серий нервничали: фракции игрались по‑разному и могли захватывать лишь определённые земли. Казалось, что примесь Warhammer к формуле Total War — это скорее «масло и вода», а не «арахисовая паста и шоколад».
Релиз быстро заткнул скептиков. Creative Assembly доказала, что аккуратный разворот в базовом игровом цикле Total War — именно то, чего серии не хватало: он освежил изрядно утрамбованную и почти застылую формулу. Вместо того чтобы превратить Total War в ярмарочную фэнтези‑клоунаду, щедрая доза Warhammer добавила новые стратегические слои — и не тронула тактико‑стратегический фундамент, который разработчики шлифовали годами.

Что происходит в затяжной, продуманной осаде, когда у обеих сторон есть драконы или грифоны, превращающие стены в декорации? Как прикрыть хрупкую артиллерию, если враг в любой момент призовёт с небес смертоносные молнии? Именно такие бодрые вопросы привнёс Warhammer в Total War. Вдруг старый учебник — выстроить линию, ударить кавалерией по флангам и измолотить ряды врага дальнобойкой — обзавёлся десятком новых глав… и пачкой чистых страниц для экспериментов.
Первый Total War: Warhammer не был без изъянов, но и критичными их не назовёшь. Эти пробелы лишь разогрели аппетит к продолжению. Впрочем, CA не стала ждать второго релиза, чтобы подтянуть слабые места: дефицит фракций и контента закрыли DLC, добавившие новые нации и ворох вещей в первую игру. И — что особенно мудро — студия внимательно слушала комьюнити и на основе отклика правила игру дальше — и выверяла сиквел.

На старте Total War: Warhammer II ощущалась как гармоничное слияние авторского видения Creative Assembly и уроков, вынесенных из реакции фанатов на оригинал. Да, оговорки были: стартовая скудость по части контента перекочевала из первой части, а некоторые мутные механики (в первую очередь условие победы, завязанное на манипуляциях с гигантским Вихрем) ругали за попытку чинить то, что не ломалось. Но вместо того чтобы просто залепить дыры патчами или выпилить навязчивые системы, разработчики обрушили настоящий водопад контента и правок. И что удивительно — почти всё это пошло игре впрок.
Дополнение Mortal Empires, к примеру, буквально сшивает карты оригинала и сиквела в один огромный, разлапистый мир (и, в духе фэнтезийного Warhammer, тот самый, что смутно напоминает нашу планету). Оно не только подтягивает к фракциям второй части все фракции первой, включая DLC, но и обещает включать будущие — например, Tomb Kings, недавно ворвавшихся в бой в отдельном аддоне. Результат — гигантский режим, где за власть сражаются более сотни фракций, и пространство ощущается уже не игровым полем, а полноценным живым миром. Плюс Mortal Empires убирает необычные условия победы базовой кампании в пользу классической экспансии.

В нынешнем виде Total War: Warhammer II — потрясающее достижение: грандиозная стратегия, по уровню челленджа и глубины не уступающая современникам и при этом щедро заимствующая лучшее из соседних жанров. Растить лорда тёмных эльфов из простого вояки до всадника на чёрном драконе, способного призвать потустороннего владыку, — столь же кайфово, как в любом уважающем себя RPG. А смотреть, как ваш протеже косит легион Демонов Хаоса, — так же приятно, как лучшие моменты в любом экшене.
При этом фокус, как и прежде, на больших, вдумчивых стратегических решениях. Руководите ли вы армиями и поселениями на глобальной карте, аккуратно балансируете доходы и общественный порядок, экспансию и контроль, дипломатию и войну — или возитесь с юнитами на тактическом уровне — Warhammer II блистает на всех фронтах.