Expedition 33 — «85% от изначального видения», но одному персонажу явно не хватило внимания
Clair Obscur: Expedition 33 давно не нуждается в визитке, а путь Sandfall Interactive к релизу расписан по шагам. Это завораживающее, сюрреалистическое приключение прочно засело в памяти — благодаря безупречной подаче истории (и моим кривоватым парированиям). Но если оглянуться на пять миллионов проданных копий, что бы команда сегодня сделала иначе? Мы поговорили с генеральным и креативным директором Гийомом Брошем и операционным директором Франсуа Мёриссом, чтобы это выяснить.
«Думаю, мы уже не раз это проговаривали с командой, — говорит Брош. — В релизной версии реализовано примерно 85% моего изначального видения — по меркам индустрии это очень высокий показатель». Впервые я встретился с Брошем на Gamescom 2024, где меня моментально зацепили стиль Clair Obscur: Expedition 33 и её парирования. Тогда у меня ещё не было достаточно материала, чтобы предугадать превращение игры в одну из лучших ролевых игр последних лет, но даже этот короткий взгляд показал, насколько уверенно команда задала курс.
«Даже с позиции разработчика, когда я сел в уже готовую игру, я понял: она превзошла то, что я планировал как продюсер — мои ожидания», — добавляет Мёрисс. «За четыре–пять лет разработки ты видишь лишь россыпь разрозненных кусочков, и всё всё ещё находится в процессе. Ты не знаешь, как игроки на это отреагируют.
«Даже эмоциональные моменты — вроде «гоммажа» в прологе — ты смотришь их сотни раз, понимаешь. И уже перестаёшь что-то чувствовать», — объясняет он. «А возможность выпустить игру, пройти её целиком и увидеть, как люди её проживают и реагируют, как сильно им полюбились персонажи, история, музыка — всё это дало нам, разработчикам, второе дыхание».
Мёрисс оборачивается к Брошу: «Это заставило меня понять: да, это 85% твоего видения, но для меня — 120% от того, о чём я мог мечтать как создатель игр». Брош говорит, что у него нет «каких-то больших сожалений» о разработке, но одного любимого фанатами персонажа он всё же держит в уме для особого внимания.

«Мне лично хотелось бы сделать с Эскье чуть больше, но, возможно, мы вернёмся к этому позже», — признаётся Брош. «В целом же мы все очень-очень довольны тем, где в итоге оказались». Недавно Sandfall анонсировала планы крупного обновления: нас ждёт абсолютно новая локация со свежими встречами с врагами, дополнительные позднеигровые сражения с боссами и больше костюмов. Уверен, никто не станет возражать, если там найдётся место и для дополнительного лора Эскье.