Обзор Ninja Gaiden 4
Без ограничений. Эта фраза часто звучит на рестлинг-ринге — и в моменты, когда реальность бьёт ниже пояса. Ею же проще всего описать весь опыт, что несёт франшиза Ninja Gaiden.
С 2004 года обновлённая 3D-линейка Ninja Gaiden выдаёт высокооктановый, бескомпромиссный экшен: в сюжете — демонические культы, на экране — нескончаемые волны врагов, которых так приятно пускать на лоскуты. И всё это — под знаком Бога Тёмного Дракона, что упорно отказывается лежать поверженным, и главного героя с божественной уверенностью, Рю Хаябусы. Почти 13 лет прошло со времён Ninja Gaiden 3, и вот, в 2025-м, выходит Ninja Gaiden 4.
Главная интрига — игру делали плечом к плечу PlatinumGames и Team NINJA. Их связка добилась в четвёртой части ровно того, за что мы обожали предыдущие — и можно уверенно сказать: Ninja Gaiden вернулась.

Ninja Gaiden 4 привозит ту самую беспощадную интенсивность прошлых частей, добавляет нового протагониста, через которого исследует дуальность добра и зла, и разворачивает сюжет, максимально верный духу серии. После почти 13-летнего перерыва Ninja Gaiden 4 — это возвращение к истокам и очередной стремительный экшен на передовой индустрии. На фоне моды на «соулс-лайк» и открытые миры Ninja Gaiden ещё никогда не смотрелась столь свежо.
«Ninja Gaiden 4 — возвращение к форме после почти 13 лет тишины, ещё один реактивный экшен на переднем крае гейминга.»
Ninja Gaiden 4 стартует, как и положено, с Тёмного Дракона. Оболочка Бога Тёмного Дракона (в очередной раз поверженного Рю Хаябусой) пролила на Токио кислотные ливни, и после этого поражения мир Gaiden погрузился в руины. Падение Тёмного Дракона оставило гигантский труп, и эта будто живая оболочка продолжает «лить» на город. Ядовитые стоки делают Токио непригодным для жизни — идеальная площадка, чтобы ниндзя по-настоящему размялся. Вы берёте под контроль Якумо, молодого бойца клана Воронов, амбициозного новичка, который прорывается наверх — и это точно не Рю Хаябуса.
Стоит только перехватить управление Якумо, как становится ясно: коллаборация Team NINJA и PlatinumGames не «задавила» дизайн. Движения чёткие, острые и выверенные — ближний бой и перемещения в Ninja Gaiden 4 самые шлифованные со времён Ninja Gaiden 2. В отличие от прошлых игр, действие Ninja Gaiden 4 почти целиком проходит под гигантской оболочкой Тёмного Дракона в Токио — без турне по другим культовым локациям. Обновлённый Токио — это киберпанковая эстетика и смелый футуризм, благодаря которым город ощущается куда больше, чем «ещё одна площадка».

Задача Якумо — срывать печати с Бога Тёмного Дракона, чтобы выпустить зло из заточения. В Ninja Gaiden 4 вы, действуя на стороне добра, ищете способ раз и навсегда закончить правление Бога Тёмного Дракона — и, как не раз доказывал Рю Хаябуса, клык и глаз другого божества-дракона (Истинный Меч Дракона) — это не ответ.
Как и в Devil May Cry 4, резкая замена Рю на Якумо поначалу немного выбивает из колеи, но Team NINJA и PlatinumGames делают это намеренно. Рю Хаябуса — легенда гейминга, и разработчики хотели представить новое лицо, с которым подружатся новички — идея мне по душе.
В противоположность безупречному спокойствию Рю Хаябусы, Якумо скрывает лицо за демонической полумаской ханния — она подчёркивает дуальность между мастером-ниндзя и тем, кто ещё «сыроват». Эти штрихи явно отсылают к испытаниям, через которые прошёл Рю, и подчёркивают контраст между соперничающими кланами Хаябуса и Воронов.
Такой визуальный контраст — не просто «новая морда», а продуманный приём. Якумо — удачное пополнение, и вместо того чтобы впихнуть его силком, дуэт PlatinumGames и Team NINJA аккуратно вплетает героя в повествование, окружая новичка командой союзников — чем-то вроде Аяне, Рейчел и Сони из прежней трилогии — чтобы добавить команде объёма.

Хотя «главный герой» серии уходит в тень (как Солид Снейк деликатно уступает место Райдену в Metal Gear Solid 2), уже после пары стычек с людьми становится ясно: Ninja Gaiden 4 — безусловное возвращение к форме. Всё, за что мы любили высокооктановый экшен Gaiden, возвращается по-новому в Gaiden 4. Якумо владеет парными катанами и шустро разбирает противников по всем канонам синоби. В бою острые клинки его катан могут отрубить врагу конечность — и тогда открывается путь для техники облитерации.
«В Ninja Gaiden 4 кровь — топливо: чем беспощаднее дерёшься, тем мощнее становишься.»
Фанаты Ninja Gaiden уже поняли, о чём речь, а остальным напомню: техника облитерации в Ninja Gaiden — местный аналог «оверкила», сродни фаталити из Mortal Kombat. В Ninja Gaiden 4 одной из «конечностей», которую можно отрубить для облитерации, является голова: даже после обезглавливания противника вы всё равно можете провести эффектную облитерацию. Беспощадность усиливает кровь, покрывающая ги Якумо — спустя пару минут вы буквально по щиколотку в чужих внутренностях.

Когда враги запускают неблокируемую атаку, я мгновенно превращал парные катаны в огромную одати кровавых уз и кромсал оппонентов с минимальными усилиями. Облитерация в режиме «кровавых уз» может рассечь противника надвое, быстро наполняя шкалу «кровавых уз». В Ninja Gaiden 4 чем кровавее дерёшься, тем сильнее становишься. Чем больше оверкила — тем проще вязать обычные и приёмы «кровавых уз» в комбо, закрашивающие пол в алый.
У Якумо целый арсенал оружия для расправы над врагами, и у каждого — своя форма «кровавых уз», которой приятно пользоваться. Между ними можно переключаться на лету, подготавливая разрушительные комбинации — и ещё более мощные техники суперудара.
Возвращаются все классические приёмы Ninja Gaiden. Якумо может активировать технику Ultimate Guidance, чтобы запускать техники суперудара. Он умеет делать «Летящую ласточку» и сносить головы одним взмахом, а «Бросок Изуны» возвращается с прежней жестокостью. Фанаты прошлых частей почувствуют себя как дома в Ninja Gaiden 4, даже с новым героем.

Ninja Gaiden 4 раскрывается лучше всего, когда с игрока снимают поводок: орды прут на тебя, а ты без остановки шинкуешь их стильными комбо и техниками облитерации. Растёт счёт за уровень — и, как и ниндзя на экране, ты быстро впадаешь в кровожадный раж, скользишь от цели к цели и давишь их мощными связками. Чтобы не дать действию застояться, дизайнеры регулярно подбрасывают в бои «кривые подачи» — и каждая схватка превращается в урок на тему «не расслабляйся».
«Ninja Gaiden 4 по-настоящему даёт почувствовать силу.»
Микс врагов — всегда на столе: тяжёлый бронированный громила прёт напролом, гигантский демон врывается без приглашения, а солдаты с ракетницами подоспевают как раз вовремя, чтобы испортить праздник. Твоя задача — не терять бдительность, и за это платят мощным выбросом адреналина. Преодолевая самые жёсткие волны, я чувствовал себя настоящим Мастером Ниндзя.
Кровавые убийства — вершина техник в Ninja Gaiden 4. Войдя в состояние Берсерка, Якумо может выкашивать обычных (не боссов) противников одним махом. Экран переходит в стильную красно-чёрную палитру — знак удачного добивания, и Якумо продолжает проводить кровавые убийства, пока длится Берсерк. В конце состояния он может выплеснуть удар, очищающий экран, — и разрубить почти всех в зоне видимости. Ninja Gaiden 4 дарит редкое чувство вседозволенной мощи.

Это феноменальное возвращение серии после 13 лет простоя — пусть и не без шероховатостей. Некоторые участки с перемещениями — например, где Якумо парит между зонами — выбивают из ритма. Эти эпизоды ощущаются неуклюже, и вы наверняка пару раз от досады впечатаетесь в стены. К счастью, в отличие от превью-сборки, теперь они щедро усыпаны чекпоинтами — так что редко отправляют в самое начало. Темп всё же проседает, но финальная версия смягчает удар.
«Ninja Gaiden 4 — мощное возвращение франшизы, которой и не стоило умолкать. Фанаты могут выдохнуть: это истинный путь ниндзя.»
Есть и другой момент: на каждом уровне полно коллектиблов, но любая дверь — точка невозврата. Прошёл — назад пути нет, в отличие от прежних игр. И хотя Ninja Gaiden 4 подталкивает к исследованию, система очков штрафует за медлительность. В итоге постоянно кажется, что что-то упускаешь — это ощущение тянется через весь этап.
В отличие от предметов «Жизнь Богов» у Рю Хаябусы в ранних частях, Якумо приходится собирать два разных предмета, чтобы увеличить максимум здоровья. К финалу у меня было четыре одного вида и ни одного другого — полоска здоровья оказалась заметно короче, чем могла бы быть. Если бы снова был один предмет, как раньше, раздражения удалось бы избежать. Похоже на лишнее усложнение — хотя, возможно, это моя личная придирка.

Ninja Gaiden 4 — потрясающее возвращение любимой серии. Здесь всё на 100% в духе Ninja Gaiden: от драйвового метал-саундтрека, под который ты шинкуешь врагов, до огромных многофазовых баталий с боссами, где на тебя летит вообще всё. В какой-то момент по сюжету фанатам даже дают поиграть за легендарного Рю Хаябусу. Вернуться к управлению «супер-ниндзя» — как домой: будто обнимаешь старого друга, которого не видел много лет. Ninja Gaiden 4 — мощное возвращение франшизы, которой и не стоило умолкать. Будьте спокойны: это истинный путь ниндзя.